Порода лошадей советский тяжеловоз

Все о породе лошадей – советский тяжеловоз

Гордость нашего коневодства – порода советский тяжеловоз. Эти потрясающие красавцы, богатыри конного мира, имеют ряд непревзойдённых характеристик и считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в нашей стране. Регистрация породы состоялась в 1952 году, но работы по её выведению начались ещё в Российской империи, в XIX веке.

Эта порода — гордость российского коневодства, представители которой считаются самыми массивными тяжелоупряжными лошадьми в стране.

  • 1 Происхождение
  • 2 Экстерьер
  • 3 Характер
  • 4 Разновидности породы
  • 5 Кормление
  • 6 Разведение
  • 7 Продуктивность
  • 8 Рекорды
  • 9 Современное положение
  • 10 Резюме

Происхождение

Именно в то время нижегородские коннозаводчики стали завозить из Европы на смену русским битюгам бельгийскую тяжеловозную лошадь – брабансона (или брабанта). Эти кони – мускулистые, толстоногие, с крепким костяком – плохо приживались в России в чистом виде. Во-первых, имея более южное происхождение, они не слишком хорошо переносили наш сложный климат – болели мокрецами и страдали другими проблемами с ногами. Во-вторых, экстерьер брабантов русскому глазу казался «неотёсанным».

Очень скоро начался процесс стихийного скрещивания брабансонов с местными лошадьми. Метисы оказались крепкими, гармонично сложенными, жизнеспособными и обладали прекрасными рабочими характеристиками. Стало ясно, что брабантов можно использовать в племенной работе для выведения собственной улучшенной тяжелоупряжной породы.

Первая мировая и гражданская войны больно ударили по российскому коневодству. После национализации остатки племенного табуна сосредоточили на Починковском и Мордовском конезаводах. Порода окончательно оформилась только к середине XX века. Её создателем считается учёный-зоотехник Дмитрий Андреевич Кисловский.

Предки брабансонов – участники крестовых походов фландерские кони. Таким образом, советский тяжеловоз – дальний потомок средневековых рыцарских лошадей.

Экстерьер

По всем статям кони этой породы превосходят предковые формы. Сохранив развитую мускулатуру и мощный широкий костяк, они приобрели более сухую конституцию. Советские «тяжи» высокорослы: отдельные особи вырастают до 170 см в холке, а в среднем – 159-161 см. Их вес может достигать тонны.

Важный параметр экстерьера для тяжеловозов – строение крупа, поясницы и задних ног. По этим статям советский тяжеловоз имеет достойные характеристики. Поясница у него широкая, круп вислый, раздвоенный. Бёдра мускулистые, немного коротковатые. Копыта широкие, хорошей формы, пясть с большим обхватом. Оброслость щёток умеренная.

Бывает, подводит постав ног – может проявиться косолапость. Подобные недостатки на рабочих качествах не отражаются, но таких лошадей из племенного разведения выбраковывают.

Грудь у советских «тяжей» широкая, спина ровная, иногда мягкая, что позволяет использовать лошадей этой породы под седлом. Шея сильная, гривастая, средней длины, гребень сливается с холкой. Голова небольшая, с мясистыми щеками и широко расставленными ганашами, благодаря чему дыхание коня в работе не стеснено.

Характер

По темпераменту советские «тяжи» достаточно спокойны и энергичны. По словам сотрудников Починковского конезавода, абсолютно добронравными этих коней не назовёшь. При выведении породы основной упор делался не на доброту, а на массивность, силу и выносливость.

Тем не менее, советские «тяжи» вполне послушны, уравновешенны и характер показывают нечасто.

Эти лошади спокойны и энергичны, послушны и уравновешены, но изредка могут показать свой нрав.

Разновидности породы

Племенное поголовье элит-класса сегодня сосредоточено на трёх конных заводах:

  • Починковский (Нижегородская область);
  • Ичалковский (Республика Мордовия);
  • Перевозовский (Нижегородская область).

Советский тяжеловоз разводится на этих предприятиях в чистоте по разным линиям. Поэтому внутри породы на сегодняшний день сформировалось два типа. В Нижегородской области поддерживается традиционный массивный тип, происходящий от чистопородных брабансонов.

В Мордовии при скрещивании использовались не только брабанты, но и английская суффолькская лошадка. Советские тяжеловозы Ичалковского завода более компактны и сухопары.

Кормление

Рабочие качества любой лошади лучше проявляются при грамотных кормлении и уходе. При нарушениях норм животные не могут восполнить запасы энергии и теряют в массе, а рост мышечной и костной ткани молодняка нарушается.

Примерный суточный рацион взрослого жеребца-тяжеловоза должен включать:

  • овёс – 4 кг;
  • ячмень – 3 кг;
  • отруби – 1 кг;
  • жмых – 1 кг;
  • поваренную соль – 40 — 45 г;
  • премиксы – 100 г.

Дополнять рацион нужно разнотравным сеном, подвяленной травой. Можно добавлять сырую морковь и сахарную свёклу. Хорошо влияет на моторные функции кишечника патока.

У лошадей сравнительно небольшой по объёму желудок, поэтому для них нужно организовать дробное питание. Суточный объём кормов делится на 4 — 8 приёмов.

Разведение

Жеребёнок тяжеловоза растёт очень быстро и уже к году достигает веса в полтонны.

Советский тяжеловоз – порода скороспелая. В подсосный период жеребята прибавляют около 2 кг в сутки и к году достигают веса в полтонны. В работу молодняк ставят с возраста 2,5 года, а к участию в разведении допускают с 3-х лет.

Высокой плодовитостью советские «тяжи» не отличаются. Например, на заводе в Починке, где сейчас содержится 90 маток, выход жеребят составляет около 50%. В лучшем случае этот показатель может подниматься до 75%.

Период племенного использования жеребцов и кобыл советского тяжеловоза ограничен 16 годами. Хотя в отдельных случаях матки способны давать приплод и в более старшем возрасте – 20 лет.

Продуктивность

Лошади советский тяжеловоз – не только живое тягло. У этой породы высокие показатели мясной и молочной продуктивности. ВНИИ коневодства на своей кумысной ферме получила от одной из кобыл рекордное количество молока за лактацию – 6173 л. Средний же показатель составляет свыше 3 тысяч литров от каждой кобылы.

Скороспелость и большая масса лошадей этой породы делают их перспективными для мясного разведения. Кроме того, советские тяжеловозы участвуют в улучшении местного поголовья во многих регионах. Помеси первого поколения, как правило, обладают отличными рабочими качествами.

Рекорды

Конкурсные испытания тяжеловозов стали проводиться с 1957 года. Испытывают лошадей с 4-летнего возраста. По правилам каждый конь должен преодолеть рысью 2 км с грузом 1,5 тонны, затем ту же дистанцию на шагу с грузом 4,5 тонны, после чего потянуть груз в 9 тонн как можно дальше.

Рекордсменами таких соревнований часто становились советские «тяжи»:

  • 1957 год – жеребец Форс. Сцепку из повозок с общей массой груза 23 тонны он тянул целых 35 метров.
  • 1971 год – жеребец Зубр. 2 км на шагу он преодолел за 11 минут 51 секунду.
  • 1968 год – кобыла Русалка. Утащила 9 тонн на 2131,17 м.

Список можно продолжать долго. Все призёры и победители получили широкое использование в племенной работе, благодаря чему качество породы сохранялось и совершенствовалось.

Современное положение

Починковский конный завод — один из немногих, на которых разводят элитных тяжеловозов.

Прогресс породы был остановлен кризисом. Маточное поголовье советских тяжеловозных лошадей резко сократилось, ухудшились условия содержания, ветеринарного обслуживания и кормления. К началу 2000-х годов конные заводы были близки к катастрофе. В Починке из 150 маток оставалось всего 70, на Ичалковском заводе из 50 удалось сохранить 30.

Сегодня рыночная конъюнктура более благоприятна. На советских тяжеловозов постепенно повышается спрос. Лучшие кони регулярно участвуют в международных выставках: например, в ежегодной ярмарке-конференции «Эквирос».

У того же Починковского завода получается полностью реализовать молодняк. В продажу пускают жеребцов, а кобылок оставляют, постепенно наращивая маточное поголовье. Есть все шансы исправить положение.

Резюме

Советская тяжеловозная порода лошадей без преувеличения может считаться нашим национальным достоянием. Интенсификация сельского хозяйства, о которой столько говорится, может поспособствовать сохранению и развитию конных заводов. Ведь отдельные производственные процессы всё ещё требуют использования этого сильного и умного животного.

Советская тяжелоупряжная порода

Рост лошади — 156-160 см

Масть лошади — рыжая, бурая, гнедая, гнедо-чалая, вороная, а также рыже-чалая

Экстерьер — лошади этой породы имеют небольшую, но пропорциональную голову, выпуклый профиль, короткую шею, мощную грудную клетку, длинную спину, сильные, крепкие и короткие конечности, округлый живот.

Шерстяной покров — средний. Представители этой породы созревают быстро, но они менее устойчивы к болезням, чем некоторые другие породы.

Краткое описание породы

Отличить советского тяжеловоза от других пород можно по его массивности и крупному телосложению, притягивающие взгляды окружающих. Мало кто из лошадей может похвастаться такими достижениями и умениями, как эта порода, которая способна транспортировать на себе грузы весом в несколько тонн. С давних времени лошадей используют именно в таких целях, чтобы перевозить тяжеловесные повозки.

Вес одной особи может достигать отметки в тоннах, в росте лошадь будет не выше 170 см до уровня холки. Для животного характерна широкая мощная грудь, крепкая спина и четко выраженная мускулистость шеи. Голова у советского тяжеловоза среднего пропорционального размера, ноздри широкие, щеки достаточно развитые. На макушке восседают среднего размера ушки, порой они имеют обвисшую форму. Шея постепенно переходит в низко посаженную холку, спина у животного мягкая, идеально подходящая под седло. Выдерживать тяжелые грузы лошадь может благодаря сильной ровной пояснице, а слегка обвислый круп имеет раздвоенную форму. Мускулистые и при этом сухие конечности заканчиваются ровными идеальными по форме копытами.

Читать еще:  Лысая порода кур из израиля: описание, содержание

Расцветка и масть советского тяжеловоза может быть разной, чаще- рыжая и чалым оттенком, реже — гнедая с тем же чалым оттенком. Конечности окаймлены умеренно наросшими щетками, а грива и хвост демонстрируют пышность и объем. По характеру такие лошади отчаются спокойным и добрым нравом, но сохраняют в себе энергичность и силу. В целом отличительные особенности такого животного — короткая форма бедер, большие скакательные суставы, широкая пясть, при этом укороченные бабки и лопатки удлиненной формы.

История породы

Первое появление таких лошадей тяжеловозов было зафиксировано в западноевропейских державах 18 века, намного позже разведением советского тяжеловоза занялись российские коневоды. По сегодняшний день среди таких лошадей самым востребованным и популярным считается порода Советский тяжеловоз. Эта лошадь смогла прославить всех коневодов России. Лошадей такого крупного склада и мощи выводили в пределах Советского Союза, за счет завезенных по истечению 19 века из бельгийских лошадей брабансонов. После чего здешних сильных для работы кобыл сводили с бельгийскими популярными тяжеловозами и получали новый вид — советских тяжеловозов.

Самые большие заслуги по выведению такой породы лошадей по достоинству достаются Анцину И.А и Кисловскому Д.А. — дум успешным зоотехникам России. Эти два человека провели колоссальный труд по выведению новой мощной породы, в будущем трудящейся на благо советского человека. Благодаря высокому интеллекту и опытной селекции коневоды смогли максимально усовершенствовать качества и характеристики лошадей, имеющих сильный костяк и внушительную мускулатуру при достаточно сухой конституции тела. А современные особи стали гораздо менее прихотливы в уходе и кормлении.

Цель создания такой лошади была проста — помощь в сельскохозяйственных работах для транспортировки больших грузов. И в середине 20 столетия отечественные конезаводы выпустили усовершенствованных первых жеребцов. В 1952 году советского тяжеловоза утвердили на государственном уровне, признав лошадь такой, в какой нуждалось советское хозяйствование. Несмотря на то, что многие знатные умения и характеристики «прародителе» полученного советского тяжеловоза передались ему в наследство, новое поколение демонстрировало больший коэффициент молочности кобылиц.

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к лошади такой породы, нужно создать ей комфортные условия для существования и знать, в каком уходе животное нуждается.

Содержание и уход

Никаких особых предпочтений у советского тяжеловоза нет, ему нужна просторная конюшня, место для выгула и свободного бега, чистое питье и регулярный корм. Чтобы лошадь трудилась на благо человека, хозяин обязательно должен заботиться о здоровье животного. Во-первых, правильно составленный рацион питания и подкормки помогут лошади сохранят свою энергичность и мощь. Во-вторых, регулярный осмотр лошади после трудового дня позволит предотвратить риски появления заболеваний и травм. И несколько раз в год тяжеловоза должен осматривать ветеринар, а также проводить все плановые вакцинации и прививки.

После активного времяпровождения лошади нужно очищать ноздри от пота и пыли, а также омывать копыта из шланга для снятия усталости. Гриву и хвост нужно мыть 1-2 раза в неделю с применением кондиционера и вычесывать натуральной щеткой. Чтобы волосы не перепутывались, их можно заплетать в косы.

Питание

Правильно составленный рацион питания советского тяжеловоза — ключ к его силе и мощи, продуктивности и энергичности. Тяжеловозы нуждаются одинаково в кормлении свежей и сухой растительностью, а также в злаковых культурах. Поэтому ежедневно лошади нужно давать траву и зерно, а также чистую воду. Чтобы молодой жеребенок полноценно рос и наращивал мускулатуру, нужно периодически подкармливать животное концентратами и витаминными добавками. Лошади любят сахар, сладкую свеклу и морковь, а также картофель.

Характер и повадки

Советский тяжеловоз славится своей некой флегматичностью и прекрасным нравом. А энергичный темперамент позволяет лошади максимально продуктивно трудиться в тандеме с человеком. В целом темперамент советских тяжеловозов уравновешенный, добронравный, неприхотливый и спокойный. Лошади легко идут на контакт с новыми людьми, но требуют к себе уважительного и мягкого похода. Негативные эмоции и злость не приветствуют в людях, только «методом пряника» можно вызвать в лошади старание и усердие.

Применение советских тяжеловозов

Все мировые лошади тяжеловозы изначально создавались во времена ручного труда и процветания аграрной промышленности. Поэтому главная цель создания тяжеловоза — помощь человеку в сельскохозяйственных работах и перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Разные страны по своим методам и взглядам усовершенствовали полученные породы, но именно советский тяжеловоз можно считать одной из самых сильных и выдержанных лошадей мира. Основа для любого тяжеловоза была порода Першерон, Шайр, Клейдесдали или Брабансон из Бельгии.

Говоря о русском тяжеловозе, такие животные применялись в работах частных дворов и в подворье, так как такие лошади могли справиться с самыми трудновыполнимыми задачами. А благодаря спокойному нраву и покладистости лошади могли легко найти контакт с маленькими детьми. В те времена Советский Союз проводил специальные соревнования, выявляя самых мощных представителей породы Советский тяжеловоз, в последующем этих лидеров отправляли в сельское хозяйство.

Сегодня нет большой нужды в лошадях, способных тянуть такие тонные грузы. Машинизация труда изменила стереотипы и приоритеты. Лошадей все чаще разводят в отдаленных уголках страны от цивилизации для получения мяса, а также работ по двору, в лесозаготовках и на фермах.

Интересные факты про этих тяжеловозов

Чтобы поближе познакомиться с породой Советский тяжеловоз, можно ознакомиться с самыми уникальными сведениями об этих животных.

  1. Тяговые возможности одной лошади можно сопоставить с трактором Т-40 АМ. Эти лошади не только могут тянуть грузы, но и работать вместе с машинами в сельском хозяйстве.
  2. Для любой особи этой породы не составит труда сдвинуть с мертвой точки груз весом 15 тонн.
  3. В конкурсе 1957 года в Тамбове жеребец по имени Форс протянул груз весом 23 тонны вдоль дистанции 23 метров.
  4. Советские тяжеловозы показывают высокие показатели роста и плодовитости.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз представляет собой самую крупную породу тяжеловозных лошадей в России. Эта порода и тягловая, и мясо-молочная. Вывели ее на Починковском конном заводе Горьковской (теперь Нижегородской) области. Чтобы ее получить, применяли поглотительное скрещивание потомков и помесей битюгов, орденов и першеронов с брабансонами и суффолками.

Сегодня самое ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено на Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и на Мордовском конном заводе.

Происхождение породы

Для получения новой породы использовали потомков и помеси битюгов (исчезнувшей породы первых российских тяжеловозов), а также других местных упряжных лошадей. В основе породы лежали бельгийские тяжеловозные лошади — брабансоны. В Россию их стали завозить во второй половине XIX в. Причем завозили и жеребцов, и кобыл. Однако чистопородных брабансонов разводить не стали: у крупных и сильных лошадей была рыхлая и сырая конституция. Это не имело большого значения в бельгийском климате, но мешало в более суровом русском. Кроме того, в этих условиях брабансоны имели склонность к некоторым заболеваниям ног и копыт.

Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции позволило устранить эти недостатки, а грубоватое сложение брабансонов коневодов вполне устраивало. Началась работа над новой породой. Жеребцами-производителями, сыгравшими главную роль в ее формировании, стали брабансоны Божё, Эндижен де Леваль, Клерон Реми и Полэн де Вер. Со временем на нескольких племенных фермах и конных заводах, в том числе на Починковском и Мордовском, удалось создать большое количество племенных тяжеловозных лошадей, которые имели значительные отличия от брабансонов. Они были суше, подвижнее и гармоничнее, хотя и несколько мельче бельгийских тяжелоупряжных лошадей. Такие животные удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. Новая порода получила название советская тяжеловозная и была официально зарегистрирована в 1952 г.

Особенности породы

Лошади советской тяжеловозной породы — самые крупные среди тяжеловозов, их вес составляет 700—1000 кг. Они отличаются крепкой конституцией, и только отдельные лошади бывают рыхлыми и сырыми. Нрав у них спокойный, темперамент уравновешенный. Эти лошади рано созревают: уже в год жеребята весят 525—540 кг, в два — два с половиной года их начинают привлекать к работе, а в три они уже поступают в племенной состав. Жеребцы исполняют роль производителей, а кобылы — маток примерно до 16—17-летнего возраста, иногда и дольше.

Читать еще:  Загон для овец улучшит состояние вашей отары

Эта порода очень удачная, так как по рабочим, мясным и молочным качествам превосходит другие. Лошади демонстрировали большие успехи на специальных ежегодных испытаниях, проходящих на Всесоюзных соревнованиях конников. Это были испытания на скорость доставки груза весом 1,5 т рысью на дистанции 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 т шагом и испытание на тяговую выносливость, при котором высчитывалось расстояние, пройденное лошадью с грузом весом 9 т. Эти состязания проходили 11 упряжных рабочих пород СССР. И чаще всего именно советские тяжеловозы завоевывали на них звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». Среди рекордсменов были жеребец Зубр, кобылы Русалка, Рафия и Вятка.

Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. За 60 лет она достигла высокого уровня, были созданы две новые ценные линии, появились лошади с поистине идеальным экстерьером. Эти успехи обусловлены следованием новой научной концепции, согласно которой породу следует рассматривать как закономерную иерархическую систему линий. Был обеспечен быстрый качественный прогресс породы, несмотря на снижение воспроизводства. Очевидно, что ближайшая задача — увеличить маточное поголовье породы, которая сегодня востребована.

Чем отличается советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью.

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью

История появления породы

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе. Брабансон, так называемая бельгийская тяжеловозная, поначалу имела довольно рыхлую конституцию и весьма сложно приспосабливалась к климатическим условиям российских территорий, куда была привезена для разведения. Однако скрещивание с кобылами отечественных пород смогло ликвидировать эти недостатки.

Еще одним несовершенством было довольно грубое телосложение брабансонов, не сочетавшееся с гармонично развитыми формами лошадей, к которым привыкли отечественные заводчики. Длительная работа над выведением идеальной породы лошадей позволила к 30 годам ХХ столетия выработать стойкие генетические свойства советских тяжеловозов.

К середине XX века иностранных брабансонов в СССР уже не осталось. Советский тяжеловоз соответствовал целиком и полностью требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1960-х гг. Уникальность новой породы заключалась в том, что она выделялась своей гармоничностью, скромными габаритами и активностью в противовес своим предкам.

Важно, что кобылицы отличались отличной молочной производительностью. Вскоре эта порода лошадей стала популярной.

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе

Регистрация породы как самостоятельной произошла в 1952 году. В СССР выведением тяжеловоза занималось два завода: Починковский и Мордовский, и в результате лошади первого завода имеют плотную комплекцию, удлиненное туловище и мощные ноги, а на втором заводе лошади выделяются большей сухостью и компактными размерами.

Значительная часть этой породы разводится на следующих конных заводах:

  • Починковский;
  • Мордовский;
  • Завиваловский;
  • Перевозский.

Галерея: советский тяжеловоз (25 фото)

Внешний вид лошади

Советский тяжеловоз очень красив. Мгновенно приковывает внимание их мускулистая шея средней длины. Спина ровная, поясница довольно широкая, как и грудь. Высота в холке — 160-170 см. Вес лошадей — 700-800 кг. Конечности сильные, крепкие и короткие, округлый живот. Морда у этой лошади очень выразительная с выпуклым профилем, уши маленькие. Окрас рыжий, гнедой или серый, грива и хвост средней длины, поэтому стрижка и уход за шерстью животного практически не требуется.

У лошадей этой породы иногда бывают внешние дефекты в виде косолапых и саблистых ног. На физические возможности они не влияют, но при их наличии животное может быть отстранено от племенного разведения.

Различают 3 внутрипородных типа советского тяжеловоза:

Экстерьер лошади очень мускулист, всем видом показывает мощь и силу своей породы. Вид отличается спокойным и послушным темпераментом, но при этом сохраняет в себе силу и энергичность, а их движения очень грациозны. Следует также упомянуть, что советские тяжеловозы — это самые крупные среди всех тяжеловозных пород. Они перевозят грузы в несколько тонн.

Парад жеребцов (видео)

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний. Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

В процессе скрещивания советских тяжеловозов с местными малопроизводительными лошадьми добротная трудовая лошадь выходит сразу в первом поколении.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Cоветский тяжеловоз порода лошадей

Советский тяжеловоз — порода лошадей российской селекции. Выведенная в XIX в., порода могла исчезнуть вместе с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых тягловых лошадей снова растет, и отечественные конные заводы занимаются восстановлением поголовья этих животных.

История породы

В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.

Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.

Читать еще:  Черемуха обыкновенная: посадка и уход

В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.

Характеристики

Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.

Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.

В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.

Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.

Продуктивность

Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Достижения

Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

Порода сегодня

С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз представляет собой самую крупную породу тяжеловозных лошадей в России. Эта порода и тягловая, и мясо-молочная. Вывели ее на Починковском конном заводе Горьковской (теперь Нижегородской) области. Чтобы ее получить, применяли поглотительное скрещивание потомков и помесей битюгов, орденов и першеронов с брабансонами и суффолками.

Сегодня самое ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено на Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и на Мордовском конном заводе.

Происхождение породы

Для получения новой породы использовали потомков и помеси битюгов (исчезнувшей породы первых российских тяжеловозов), а также других местных упряжных лошадей. В основе породы лежали бельгийские тяжеловозные лошади — брабансоны. В Россию их стали завозить во второй половине XIX в. Причем завозили и жеребцов, и кобыл. Однако чистопородных брабансонов разводить не стали: у крупных и сильных лошадей была рыхлая и сырая конституция. Это не имело большого значения в бельгийском климате, но мешало в более суровом русском. Кроме того, в этих условиях брабансоны имели склонность к некоторым заболеваниям ног и копыт.

Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции позволило устранить эти недостатки, а грубоватое сложение брабансонов коневодов вполне устраивало. Началась работа над новой породой. Жеребцами-производителями, сыгравшими главную роль в ее формировании, стали брабансоны Божё, Эндижен де Леваль, Клерон Реми и Полэн де Вер. Со временем на нескольких племенных фермах и конных заводах, в том числе на Починковском и Мордовском, удалось создать большое количество племенных тяжеловозных лошадей, которые имели значительные отличия от брабансонов. Они были суше, подвижнее и гармоничнее, хотя и несколько мельче бельгийских тяжелоупряжных лошадей. Такие животные удовлетворяли требованиям сельского хозяйства. Новая порода получила название советская тяжеловозная и была официально зарегистрирована в 1952 г.

Особенности породы

Лошади советской тяжеловозной породы — самые крупные среди тяжеловозов, их вес составляет 700—1000 кг. Они отличаются крепкой конституцией, и только отдельные лошади бывают рыхлыми и сырыми. Нрав у них спокойный, темперамент уравновешенный. Эти лошади рано созревают: уже в год жеребята весят 525—540 кг, в два — два с половиной года их начинают привлекать к работе, а в три они уже поступают в племенной состав. Жеребцы исполняют роль производителей, а кобылы — маток примерно до 16—17-летнего возраста, иногда и дольше.

Эта порода очень удачная, так как по рабочим, мясным и молочным качествам превосходит другие. Лошади демонстрировали большие успехи на специальных ежегодных испытаниях, проходящих на Всесоюзных соревнованиях конников. Это были испытания на скорость доставки груза весом 1,5 т рысью на дистанции 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 т шагом и испытание на тяговую выносливость, при котором высчитывалось расстояние, пройденное лошадью с грузом весом 9 т. Эти состязания проходили 11 упряжных рабочих пород СССР. И чаще всего именно советские тяжеловозы завоевывали на них звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». Среди рекордсменов были жеребец Зубр, кобылы Русалка, Рафия и Вятка.

Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. За 60 лет она достигла высокого уровня, были созданы две новые ценные линии, появились лошади с поистине идеальным экстерьером. Эти успехи обусловлены следованием новой научной концепции, согласно которой породу следует рассматривать как закономерную иерархическую систему линий. Был обеспечен быстрый качественный прогресс породы, несмотря на снижение воспроизводства. Очевидно, что ближайшая задача — увеличить маточное поголовье породы, которая сегодня востребована.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector