Как избежать трудностей во время перевозки пчел
Перевозка пчел. Как НЕ надо это делать + кроссворд
Приветствую всех читателей моего блога!
Эта статья довольно грустная, но поучительная. Короткая заметка описывает реальную историю из моей жизни, из моей пчеловодной практики. Всякое уже было: и хорошее, и не очень. Эта же история поможет многим начинающим не допустить той ошибки, которую совершил я. Надеюсь, по крайней мере, что поможет. На чужих ошибках учиться легче, хоть и не всегда получается.
Долгих предысторий писать не буду, скажу только, что речь пойдет о перевозке пчел, о кочёвке.
Как не надо перевозить пчел
2012 год, лето, середина июня. Так сложилось, что именно накануне этого сезона, зимой, я впервые задумался о системе, по которой мы впоследствии и решили работать.
В процессе эту технологию чуть видоизменили, но не суть. Главное, что она сработала. Мы впервые получили около тонны мёда с 11 медовиков и семей помощниц с отводками. Я привык ставить для себя цели и на тот сезон планировал получить выход мёда на 200 кг больше, но случилась беда, которая застопорила наше движение к цели. По другому это событие я назвать не могу.
Наш стационар расположен в Медвенском районе Курской области. Перевозили пчел мы в 2012 году в соседний Солнцевский район. Дорога не близкая и поэтому мы заранее старались всё продумать (как оказалось позже — не всё). Приехали за неделю до планируемой кочёвки, поговорили с хозяином полей, нашли место для стоянки, для лагеря, подготовили его, застолбили, расчистили место под ульи, в общем сделали всё так, как надо.
Уже несколько лет с перевозкой нам помогает один отличный парень мой тёзка со своими ребятами. Вот и в этот раз они должны были приехать на двух Газелях около 22:00. Пока все пчелки слетятся в ульи, пока я закрою летки, в деревянных ульях сомнительные места перемотаем скотчем, как раз и машины поспеют. Так и получилось. Начали грузить, правда, чуть позже запланированного, так как пасека к перевозке в 22 часа готова ещё не была.
В общем загрузились к часу ночи и поехали потихоньку. Доехали быстро, начали разгружаться и в один момент произошло нечто, что сменило бойкое настроение, которое сохранялось долгое время, несмотря на усталость и ночной переезд, на моральный упадок: из нескольких ульев потёк мёд…
Как оказалось, во время перевозки пчел из моей деревни — основного точка на кочёвку у нас запарилось четыре семьи. Четыре сильные семьи. Четыре самые сильные семьи. Потому что я в ППС ульях закрыл в доньях сетку. Вот не поверите, я сам до сих пор на 100% не знаю зачем я это сделал, но закрыл. Ульям с момента начала эксплуатации шёл второй год и мне казалось, что сетка могла за это время деформироваться и ячейки где-то увеличиться. Думал, что пчелы могут потечь, наверно, так думал… Как-то на автомате пробежал и везде заглушил сетку, не осознавая, что делаю, в спешке, так как транспорт, уже ждал нас.
Запись в пасечном журнале
Во всех ППС ульях я закрыл донья. Но выжили все, кроме этих четырех. Вних было по два полных корпуса пчелы. Я хотел сразу после транспортировки и размещения на новом месте ставить по третьему корпусу суши, но… Начали разгружать машины и из этих ульев потек жидкий мёд… Мы сразу запереживали, но смотреть было некогда, нужно было успеть разгрузить две Газели до рассвета.
Когда проверили ужаснулись… У меня прямо руки опустились от этой картины: в улье вообще небыло живых пчел и целых, невредимых сотов. Воск размягчился и соты оборвались, превратив всё внутри, вместе с пчелами и расплодом в единую массу, в единое желе, жом. Ужас… На месте были только рамки с натянутой проволокой. Это какая же температура была внутри, что аж воск начал плавиться?! Ясное дело, что для пчёлок это был сущий ад…
Я чуть слёзы сдерживал, ведь растил эти семьи сам, они были мне родные, моё выстраданное чадо. И вот я сам их погубил. Причём так тупо и нелопо погубил. Это больше всего давило морально. Если бы клещ, или гербециды, украли бы в конце-концов, а тут моя собственная глупость… И вот ступор, нежелание ничего делать, только желание всё бросить и вернуться на прежнее место в «стадо» обычных людей, работать всю жизнь только на дядю и довольствоваться тем, что есть, невысовываясь из своей маленькой норки. Именно такое чувство было. А зачем мне всё, если я даже не могу элементарно перевезти пчел из пункта «А» в пункт «Б» без потерь? Зачем пчёлам страдать из-за моей глупости?
Несколько часов я не мог прийти в себя. Ходил взад-вперед. Напарник молча занимался текущими делами, хотя в его глазах тоже легко читалось негодование. Я сам по себе человек спокойный, но иногда бываю довольно эмоциональный и даже вспыльчивый. Вот сейчас весь мой характер и вылез наружу. И только спокойствие и невозмутимость моего напарника привело меня в чувство. Немного погодя я понял, что хоть этих четырех семей уже и нет, но есть остальные и они нуждаются в нас, в нашей заботе и нашем уходе, в нашей любви, и, что теперь я буду ещё более трепетно относиться ко всему живому и, в частности, ко своим любимым пчлкам. Это был урок, который нужно выучить, обязательно выучить!
В общем такая вот история сегодня получилась. Никогда мы ранее при перевозке пчел не задумывались о вентиляции, но этот день и эту ночь я запомнил на всю жизнь! Друзья, не повторяйте моих ошибок! Всем спасибо, что дочитали и жду комментариев!
P.S. Делал рассылку по базе подписчиков и сервис e-mail рассылок подвис. В итоге каждому пришло по три одинаковых письма. Прошу прощения!
В заключение столь печальной статьи добавлю чуть позитива.
Во-первых, представляю вашему вниманию кроссворд №3. Всех желающих приглашаю немного развеяться и проверить свою эрудицию. Имена первых пяти победителей будут обязательно размещены на Доске почёта в следующей статье.
Во-вторых, сегодня обновил статью «Улей из пенополистирола своими руками» и опубликовал там очередные фото ульев, сделанных по моим чертежам, которые прислал мне на почту Роман из Украины. Я очень всем советую посмотреть на это произведение!
Перевозка пчел на новое место: условия, правила и рекомендации по транспортировке
Перевозка пчел может понадобиться пчеловоду в любое время года. Ульи перемещают для изменения места сбора нектара, обустройства новой пасеки или при комплектовании вновь купленных семей.
Для того,чтобы перевозка ульев с пчелиными семьями прошла безболезненно для их обитателей, следует правильно подобрать время, а также тщательно подготовить пасеку и транспорт к переезду.
Когда лучше перевозить пчел
Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.
Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:
- небольшое количество пчел и расплода в ульях;
- отсутствие тяжелых рамок с медом;
- нет свежих, недавно отстроенных сот.
Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.
Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.
Как правильно перевозить пчел в прицепе
Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.
Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.
Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.
- Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
- Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
- Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
- Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.
С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.
Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.
Как изготовить тележку для перевозки своими руками
Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.
Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.
К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.
Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.
Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.
Как установить ульи на новом месте
После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.
После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.
Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.
Перевозка пчёл
Особенности перевозки пчёл.
Во время перевозки мы нарушаем привычные для пчел условия жизни — улей подвергается сотрясениям, а пчелы лишаются возможности вылетать из него. В точение длительного периода эволюционного развития с такими условиями они никогда в природе не встречались. Поэтому во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, гудят, ищут любые щели, чтобы вылезти из улья с яростным намерением жалить и отогнать врага, причинившего им беспокойство.
Долгое время пчеловоды возили пчел, не считаясь с их состоянием. Однако недавние исследования показали, что можно перевозить семьи и в более спокойном состоянии, если поглубже изучить реакцию их на те особые условия, а которые их ставит пчеловод.
Под влиянием сотрясения, как и всякого другого беспокойства, в гнезде семьи быстро повышается температура. Вместо нормальной 34—35°С она достигает 37°С и даже 38°С. Снизить температуру усилением вентиляции пчелы не могут, так как их возбуждение чрезмерно велико. В таких условиях они могут отреагировать на ее повышение только выкучиванием из гнезда, как это они делают а ульях, стоящих на солнцепеке во время сильной жары. Пчелы наполняют зобики медом, выходят из улья и прививаются гроздью вне гнезда. Они сидят неподвижно, собравшись в свободном пространства) под дном или на зетененной стенке улья.
Эту особенность и надо использовать, чтобы перевозить пчел в сравнительно спокойном состоянии, то есть им надо дать возможность покинуть гнездо, тогда семья успокоится. Для этого а закрытом улье необходимо над рамками создавать свободное от сотов пространство, в котором пчелы, покинувшие гнездо, собираются в неподвижные грозди. В гнезде после этого температура постепенно снижается до нормальной. Вели в это время где-либо в улье открыть щель, то через нее выйдут несколько спокойных пчел, которые станут «обследовать» окружающее место.
В современных типовых ульях предусмотрено свободное пространство, необходимое в улье на время перевозки (рис.). Это пространство над рамками образуется подкрышником и бортами крыши, причем в передней и задней стенках крыши имеются вентиляционные отверстия. В таких ульях пород перевозкой необходимо только вынуть из улья потолок (холстик) и подушку.
В ульях старых конструкций, где свободное пространство над рамками не предусмотрено, можно ставить пустые магазины или плотно надевающиеся крыши с бортами, обеспечивающими свободное пространство над рамками (15 см).
С состоянием пчел во время перевозки тесно связана и вентиляция улья. Возбужденные пчелы потребляют очень много кислорода, и это вынуждает пчеловодов помещать на гнезда «кочевые сетки», закрывающие сверху почти всю площадь улья.
Если же пчёл перевозить в относительно спокойном состоянии, то, отреагировав на повышение температуры, семья успокаивается и в особо сильной вентиляции тогда не нуждается. При открытом сверху гнезде достаточно иметь вентиляционные окна, закрытые проволочными сетками в передней и задней стенках крыши. Во время хода автомашины всегда ощущается движение воздуха. Им-то и следует воспользоваться для усиления вентиляции. Надо, чтобы обдувались не только ульи крайних рядов, но и ульи, расположенные в середине кузова. Для этого их следует поставить не плотно один к другому, а так, чтобы между рядами оставались сквозные щели около 10 см ширины для протока воздуха. При этом у переднего борта автомашины должен быть оставлен свободный проход для встречного воздуха.
Для устройства вентиляционной щели берут два бревна толщиной около 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины. Чтобы ульи не сдвинулись и не закрыли щель, бревна скрепляют двумя поперечными досками и устанавливают между рядами так, чтобы одно находилось на уровне середины нижнего ряда, а другое — верхнего. Образовавшаяся щель позволяет надежно увязывать ульи веревками и создает хорошую вентиляцию.
Опыты показали, что если подготовить ульи с пустым пространством сверху рамок и в кузове автомашины оставить продольные щели для воздуха, то пчел можно свободно перевозить в любое время, в том числе и днем, без какого-либо вреда для пчел и их расплода. Перевозка же пчел в дневное (светлое) время суток заметно облегчает работу пчеловода и шофера.
Свободное пространство должно быть обязательно сверху над рамками. Это правило станет понятным, если вспомнить, что потревоженные пчелы всегда собираются вверху (например, в роевне, ящике), и это движение совпадает с направлением их выхода (выпучивания) при перегреве гнезда.
В Институте пчеловодства проводили также опыт перевозки пчел с открытыми летками. Во избежание потерь ульи на автомашине накрывали большой нейлоновой сеткой. Такая перевозка возможна с соблюдением некоторых предосторожностей: в леток дают несколько клубов дыма и улей несут к автомашине, мотор которой уже должен работать до прибытия на место и выгрузки последнего улья. Через открытые летки во время движения выходит немного пчел, но они тут же собираются в группки на ульях и едут к новому месту стоянки.
В современных типовых ульях подготовка пчел к перевозке не отнимет много времени. Рамки в них имеют утолщенные боковые разделители, благодаря которым в корпусе с полным комплектом рамок соты стоят неподвижно и не могут раскачиваться. Такой улей с полным комплектом сотов всегда готов к перевозке без каких-либо подготовительных работ.
В ульях старых конструкций, где нет разделителей, рамки необходимо специально закреплять, вставляя в каждую улочку по краям две планки шириной и толщиной 10—12 мм и длиной на 1/3 высоты рамок (съемные разделители). В один конец планки вбивают гвоздики, на которых она висит и не проваливается в улочку. При перевозке пчел на медосбор нет смысла оставлять тяжеловесные медовые соты. Их отбирают, а взамен ставят рамки с пустыми сотами. В надставочных ульях надо скрепить дно с корпусом, магазинами и крышей в одно целое. Наиболее удобно это делать с помощью широкой прорезинненой ленты, которой обхватывают с боков весь улей. Концы лент скрепляют и затем натягивают.
Лучше всего перевозить пчел рано утром. В конце дня ульи готовят к перевозке (вынимают потолок и подушки), а рано утром наглухо закрывают летки, грузят на автомашину и везут. Летки следует закрыть так, чтобы свет не мог проникнуть, в противном случае пчелы будут собираться и возбужденно толпиться около него. На новом месте ульи расставляют на выбранной площадке в прохладное время летками на юг или юго-восток, в жаркое время — на север. Как только их расставят, открывают летки, предоставляя пчелам возможность облететься. К вечеру в них возвращают потолочины и подушки.
О запаривании пчел при перевозке. Во время перевозки в жаркую погоду пчелы могут погибнуть вследствие запаривания: они становятся мокрыми (откуда и произошло название этого явления), падают на дно улья и погибают. Семья может полностью погибнуть за два-три часа. Запаривание может произойти не только во время перевозки, но и на пасеке, если в жаркую погоду во время медосбора случайно остался закрытым леток, и пчелы оказались лишенными возможности вылетать из улья.
Запаривание пчел тесно связано с густотой корма, которым они питаются. При перевозке семей во время отсутствия медосбора, когда пчелы питаются густым медом, нет опасности их запаривания. Во время перевозки при интенсивном медосборе, когда в ульях много жидкого нектара, опасность запаривания возрастает.
Использование источников медосбора. Семьи пчел перевозят с целью большего сбора меда и опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур. Весной пасеку разбивают на маленькие группы, чтобы охватить большую территорию с медоносными растениями. Если позволяет кормовая база, пасека может здесь находиться весь сезон. Обычно же пчел перевозят несколько раз для сбора меда с растений, цветущих в неодинаковое время и произрастающих на разных земельных угодьях.
Одноразовая перевозка применяется в тех случаях, когда медоносная растительность более или менее равномерно распределена по всей территории. Такие условия имеются, например, в местностях с большими площадями лугов, перелесков, пастбищ, в степи, в горах. Использование нескольких источников нектара — обычный способ увеличения медосбора. Так, растения в низинах зацветают раньше, на возвышенностях позже и на южных склонах раньше, чем на северных. В этих случаях пасеки перевозят среди лета несколько раз.
Чтобы получить высокий медосбор, необходимо создать семьям все условия для интенсивной работы. Важнейшее значение имеет число семей, размещенных на одном месте (точке). Если, например, в радиусе лёта пчел за день выделяется 200 кг нектара и его собирает 40 семей, то каждая сможет принести в улей по 5 кг. Но если в той же местности будет стоять 100 семей, то медосбор уменьшится до 2 кг на семью. Поэтому крупные пасеки, следует размещать в нескольких местах, удаленных на 2-4 км одно от другого.
Изучение опыта передовых пчеловодов показало, что в местностях, где отсутствуют сильные медоносы, а те, что есть, распылены среди других растений (не медоносов) или имеются цветущие массивы слабых медоносов (сады, подсолнечник и др.), следует ставить на одном месте не более 40 семей. У массивов гречихи, эспарцета, клевера и других на одном точке следует держать не более 70 семей и только у массивов сильнейших медоносов — липы, кипрея, хлопчатника и других — не более 100.
Расставлять ульи с пчелами надо возможно ближе к цветущему массиву. Пчелы эффективно собирают нектар в радиусе 0,5—1 км. Опыты показали, что при полетах далее одного километра пчелы приносят в улей лишь половину взятого нектара. Полет за два километра уменьшает принос его на 60%, а за три — на 70%. Следовательно, приближение пчел к источнику нектара значительно повышает эффективность их лётной работы. Правильное размещение пасеки в зависимости от имеющейся медоносной базы — первейшее условие получения высокого медосбора.
Кочевка пчел. Как избежать трудностей.
Кочевка с пчелами – дело очень ответственное и к ней следует относиться и готовиться серьезно, ведь от ее удачного проведения часто зависит успех пчеловодческого сезона.
Среди пчеловодов крылатым есть выражение: “мед на колёсах”. Речь идет о том, что для добычи меда пасеки необходимо подвозить к нектаро- и пыльценосам, ведь если пасека будет постоянно находиться в стационаре, то редко когда будут созданы надлежащие условия для необходимой кормовой базы.
Кочевка с пчелами – дело очень ответственное и к ней следует относиться и готовиться серьезно, ведь от ее удачного проведения часто зависит успех пчеловодческого сезона.
Кочуя с пчелами на протяжении многих лет, хотелось бы обратить внимание коллег-пчеловодов на некоторые детали, учитывая которые, можно избежать многих неприятностей, неудач.
Прежде всего, следует своевременно определиться, куда кочевать и когда. Предварительно необходимо сделать детальную разведку, договориться с хозяевами посевов или посадок медоносов об условиях сотрудничества с ними в будущем.
Важным является вопрос подготовки пчелиных семей к медосбору – они должны быть сильными, в рабочем состоянии (без признаков роения), находиться в просторных добротных ульях. Своевременно выполнены анализы по состоянию здоровья пчел в лабораториях ветеринарной медицины, оформлены все проездные документы, в т. ч. санитарно-ветеринарный паспорт пасеки, форма № 1.
Тщательно готовятся к переезду, не помешает составить список вещей, посуды, инструментов, рыбацких снастей, лекарств, продуктов, способствующих комфортным условиям труда и отдыха в полевых условиях. Если у вас нет кочевого павильона или платформы – выручит кочевой разборный домик пчеловода, щиты которого вписываются в параметры транспортных средств, он имеет неоспоримые преимущества по сравнению с палаткой.
Важно детально обследовать место будущего точка, там не должно быть поселений муравьев, филантов, желательно, чтобы была защита от господствующих ветров, часть светового дня ульи должны находиться в тени и в непосредственной близости от нектароносов, недалеко должны быть источники воды (пруд, река, копанка т.д.), пасека не должна размещаться на перелете.
Очень важным является формирование состава коллектива, с которым будете делить радости и горести, “съесть пуд соли” в течение нескольких месяцев. Кандидатуры следует подбирать очень тщательно, это должны быть лица порядочные, хорошие, доброжелательные, не выпивохи и, упаси Боже, – нечисты на руку. Из-за людей случайных, не проверенных, к сожалению, может быть испорченное настроение, да и пчеловодческий сезон.
Следует особое внимание обратить на охрану труда, технику безопасности. В аптечке пчеловода должны быть таблетки (таблетки) или ампулы супрастина, тавегила, димедрола, адреналина, полькортолон, спирт или водка, мази: флюциар, фторокорт, гидрокортизоновых, раствор хлористого кальция (хлорид кальция, 10%-ный), одноразовый шприц, вата , жгут. Пчеловод должен уметь оказывать первую помощь при тяжелых реакциях организма на пчелиные ужаления. Кстати, пострадавшему дают выпить 100 – 150 мл алкоголя, срочно вызывают скорую помощь.
В случае если пчела ужалит язык, сосут поваренную соль, лед, пьют холодные напитки большими глотками. У пасечника должно быть несколько лицевых сеток (для посетителей, помощников), не помешает иметь на пасеке зарегистрированное ружье, собаку.
Обязательным является наличие мобильной связи.
Успех процесса кочевки в значительной степени зависит от выполнения требований по подготовке пчелиных семей к кочевке. Они общеизвестны и обязательны к исполнению. Чтобы пчелы не спарились, из улья удаляют полномедовые соты со свежим напрыском нектара, хорошо закрепляют рамки, детали ульев, обеспечивают надежную вентиляцию (утепление снимают), предоставляют возможность выхода пчел в подкрышник, хорошо зарекомендовала себя вентиляция через дно улья (окна покрытые сеткой, дно ).
Наготове должны лицевые сетки, ведро с разведенной глиной (для возможного замазывания щелей), заправленный пасечный дымоход, зажигалка, гвозди, плоскогубцы, молоток и т.д. В случае поломки транспортного средства его отбуксировывают за 1,5 – 2 км от дороги, разгружают ульи и открывают летки.
Место точка должным образом оборудуют с целью обеспечения надлежащего выполнения санитарных требований: устанавливают умывальник, оборудуют туалет, постоянное место для костра, на территории поддерживают чистоту, мусор сжигают или закапывают в ямы. Берегут дерева полезащитных полос, колышки под ульи или подставки должны быть заготовлены заранее. Особое внимание уделяют соблюдению выполнения противопожарных требований, а особенно, если недалеко созревает урожай зерна. Чистоплотность следует проявлять и при приготовлении пищи, мытье посуды (не разводить мух), при осмотре пчелиных семей.
По прибытии на место кочевки, ульи аккуратно разгружают, расставляют на заранее забитые колышки или подставки летками на северо-восток, сначала открывают летки через один улей, а затем в остальных, в летки подают несколько клубов дыма. Внимательно наблюдают за облетом пчел, устанавливают водопоилки. При необходимости семьям оказывается помощь (сместились рамки и т.д.). В вечернее время на гнезда пчел кладут утеплители.
Павильоны или платформы устанавливают задним торцом на юг, тогда в полдень пчелы не будут перегреваться.
Желаем успешной кочевки, обильных медосборов!
ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛ
С момента образования в семьях зимнего клуба (октябрь — ноябрь) пчел перевозить практически нельзя. Во время переноски, погрузки и транспортировки ульи сотрясаются, клуб распадается, в гнезде повышается температура, пчелы начинают больше расходовать меда, что приводит к перегрузке задней (толстой) кишки и поносам. Не имея возможности летать, пчелы загрязняют соторамки, внутреннюю поверхность ульев и др. Кроме того, от сотрясения клуб может упасть на дно; в этом случае создается угроза гибели пчел от холода.
Перевозить пчел можно только после первого очистительного облета, когда кишечник пчел не переполнен экскрементами. Кроме того, весной количество пчел в ульях относительно невелико, соты не заполнены медом, в гнезде имеется много свободного места, и пчелы имеют возможность для свободного перемещения и вентилирования гнезда с целью снижения температуры. Температура внешней среды в этот период невысокая, а потому поддерживать оптимальные условия в гнезде трудностей не составляет.
Летом в гнездах пчелиных семей очень много расплода, вызревшего и незрелого меда. Кроме того, в это время для обновления сотов в гнезда добавляют рамки с искусственной вощиной, которая может быть неполностью отстроенной и заполненной медом; их восковая конструкция очень слабая, и потому при резком встряхивании такие соты могут оборваться и погубить всю семью.
При перевозке нарушаются привычные условия жизни пчел. В результате этого пчелы во время перевозки сильно возбуждаются, ищут любые щели, чтобы выйти из улья. Возбужденные пчелы резко увеличивают расход меда и образование воды в их дыхательной системе также увеличивается. По этой причине в жаркую погоду пчелы могут «запариться» — они становятся мокрыми и быстро погибают. Следовательно, для предупреждения запаривания пчел перед началом работ по перевозке семей необходимо создать им условия, при которых пчелы не приходят в длительное возбужденное состояние.
При подготовке семей к перевозке корпуса ульев и магазинные надставки целесообразно заполнить рамками с сушью полностью, рамки с медом и свежим напрыском нектара изъять, оставив в гнездах медового корма не более 10 кг. Жесткость или неподвижность крепления рамок должна быть такой, чтобы расстояние между ними (размер улочек) не уменьшались, и рамки между собой не соприкасались. За счет ничем не заполненных подкрышника и крыши улья с открытыми сетчатыми вентиляционными окнами (в типовых ульях), за счет постановки на гнездовой корпус магазинной надставки или дополнительного корпуса (в ульях без стандартных подкрышника и крыши) над гнездом создается свободное пространство не менее 25 см, обеспечивающее хороший воздухообмен во всем внутреннем объеме улья. Дополнительно поставленные магазинная надставка или корпус накрываются сверху кочевой сеткой. Утеплительные подушки, холстики или деревянные потолочины из ульев убираются. Части ульев прочно скрепляются между собой специальными скрепами.
При перевозке семей ранней весной (для использования поддерживающего медосбора и др.) и сравнительно прохладной погоде специально подготавливать гнезда пчел к этому необходимости нет. Достаточно лишь укрепить рамки так, чтобы они стояли неподвижно в улье, не раскачивались и не сдвигались при толчках.
Ранней весной, (когда температура воздуха окружающей среды еще низкая), во время непогоды (когда пчелы не вылетают из ульев) погрузку и перевозку семей можно осуществлять в течение всего дня. Если же погода стоит летная, то погрузку семей можно производить только вечером, когда все пчелы вернутся в улей, т.е. с наступлением сумерек. Перед погрузкой летки ульев наглухо закрывают.
Размещают ульи в кузове автомашины (автотракторном прицепе) так, чтобы рамки стояли перпендикулярно к направлению дороги (ульи внешних рядов летками к бортам), тогда они будут меньше раскачиваться во время движения. Для обеспечения продуваемости встречным ветром (при перевозке) не только крайних ульев, но и расположенных в середине кузова автомашины (прицепа), между рядами ульев оставляют сквозные продольные щели, что достигается прокладкой в этих щелях 4 реек толщиной 8 — 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины (автотракторного прицепа).
Ульи, имеющие плоские горизонтальные крыши, ставят в 2 — 3 яруса один на другой. На ульи с двускатными крышами кладут по две продольных доски, покрывающих весь ряд ульев, на эти доски ставят второй ряд ульев. Одновременно перевозят складные подставки под ульи, а при их отсутствии — бревна или рейки длиной 50 см, диаметром 8 — 10 см, на которые затем ставят ульи.
После погрузки ульев и инвентаря борта кузова автомобиля (автотракторного прицепа) закрывают, верхний ярус ульев скрепляют веревкой, затем связывают поперек каждый ряд ульев, закрепляя веревку к бортам или шасси.
При перевозке соблюдают особую осторожность, замедляя ход на выбоинах дороги и поворотах. Скорость движения транспортных средств на ровной асфальтированной дороге должна поддерживаться в пределах 50 — 60 км/час, на проселочной — не более 15 — 20 км/час. Остановки в пути допускаются лишь самые необходимые (и на непродолжительное время), двигатели транспортных средств при этом должны работать (не выключаться). Останавливаться надо в неосвещенных местах. Остановка под фонарем (например, в городе) может излишне потревожить пчел.
Сопровождать груз должен сам пчеловод, имея под рукой разожженный дымарь, желательно 2 — 3 мокрые простыни и посуду с водой, чтобы в случае высыпания пчел (при погрузке, разгрузке или аварии) можно было накрыть ими улей.
На расстояние, которое можно проехать за 2 — 3 часа, наиболее удобно перевозить пчел рано утром. Для чего погрузку семей осуществляют до рассвета. В этом случае перевозка и разгрузка ульев производится засветло.
Сильные семьи (массой 5 кг и более) в жаркое время года можно успешно перевозить только в ульях с открытыми летками. Грузят их в транспортное средство рано утром (на рассвете), когда наблюдается самая низкая температура суток. Перед погрузкой в леток пускают 2 — 3 клуба дыма из дымаря. После погрузки семей в каждый улей пускают еще 4 — 5 клубов дыма. Во время погрузки ульев двигатель транспортного средства должен работать. Благодаря возникающей при этом вибрации кузова пчелы из ульев почти не выходят. Перевозка семей с открытыми летками не вызывает беспокойства пчел и повышения температуры в гнездах, что исключает обрыв сотов и гибель пчел.
По прибытии на место разгрузку ульев нужно производить как можно быстрее. Холодный поток воздуха в процессе движения вынуждает выходящих из ульев пчел формировать клуб под свесом крыши, под прилетной доской или под дном улья. Этот клуб через несколько минут после остановки транспорта распадается. И тогда пчелы начинают летать, мешают работать; поэтому разгрузку целесообразно закончить еще до того момента, как пчелы станут активными.
Более целесообразно разгрузку производить таким образом, чтобы транспортное средство медленно двигалось по середине точка, а ульи снимались и расставлялись по обе стороны.
Открывать летки можно только после то го, как пчелы полностью успо коятся. В жаркое время летки от крывают после разгрузки семей сразу же. При знаком благопо лучной перевоз ки является дружный и энер гичный облет пчел.
Если возникает необходимость перевозки пчел на небольшое расстояние (например, при покупке пчелиных семей), то надежнее всего перевезти ульи с пчелами сначала на расстояние 5 — 6 км, а через неделю — на намеченное место.
Место для временного размещения пасеки выбирают с учётом времени сеНаиболее удобно содержать и перевозить пчелиные зона. Весной, ДЛЯ семьи в павильонах и на передвижных платформах наиболее успешного выращивания пчел в семье, ульи ставят в хорошо прогреваемом солнцем, защищенном от ветра месте, летками на юг. Летом, в жаркое время, ульи лучше поставить под высокими деревьями и кустарниками, летками на восток, и так, чтобы солнце в жаркое время дня ульи не прогревало (чтобы ульи в это время были затенены деревьями или кустарниками) .
После разгрузки и размещения пасеки на точке в ульи заглядывать не рекомендуется в течение 24 часов. Пчелы в этот период времени остаются еще возбужденными, и ранний осмотр может озлобить их еще больше.
Как избежать трудностей во время перевозки пчел
Организуя перевозку пчел к источникам медосбора, например к массивам гречихи, подсолнечника, хлопчатника и т. д., пчеловод способствует значительному повышению, медосбора на пасеке. Во время полета за нектаром пчела тратит на полет большое количество энергии, которую она восполняет за счет поедаемого корма. Чем дальше от пасеки удалены медоносные растения, тем больше энергии затрачивают пчелы на перелеты, тем меньше вылетов за нектаром они сделают из улья и меньше принесут в него меда. При полетах за нектаром на расстояние 1 км пчелиная семья расходует ежедневно до 200 г меда. Поэтому необходимо пасеки перевозить и размещать непосредственно около массивов медоносных растений.
Перевозка пчел к массивам медоносов в весенний и осенний периоды способствует увеличению количества пчел в пчелиных семьях, так как при поступлении в улей нектара матка увеличивает откладку яиц. Необходима перевозка пчел и для организации опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.
Подготовка пчел к перевозке
Подготовка к перевозке пчел на медосбор начинается задолго до его начала. Если предполагается перевозка пчел на медосбор и район этот хорошо
известен пчеловоду, то в текущем сезоне можно ограничиться одним-двумя предварительными выездами для проведения рекогносцировки. На этих выездах оценивают состояние массивов перед началом их цветения, уточняют место расположения точка, состояние подъездных дорог. Если есть необходимость, то проводят подготовительные работы на точке — расчистку необходимых участков, подготовку подставок под ульи и т. п.
Если предполагается перевозка пчел на поля с сельскохозяйственными посевами, то заранее необходимо уточнить у владельцев земли, где, что и на каких площадях посажено в этом сезоне. После этого проводят необходимое количество выездов по изучению состояния полей и проведению подготовительных работ.
Если в текущем году предусматривается неоднократная кочевка к медоносам, то все предполагаемые места стоянок должны быть заранее осмотрены и подготовлены. Независимо от сопутствующих обстоятельств с владельцем земли заранее должны быть согласованы место расположения точка, все вопросы с размещением и получено разрешение на стоянку. Это должно исключить риск обработки сельхозкультур ядохимикатами в период лета пчел, а также ситуацию когда, кормовая культура (донник, экспарцет и т.д.) будут внезапно скошены в период цветения. При необходимости юридические отношения между пчеловодом и владельцем земли могут быть оформлены соответствующим договором. Также заранее должна быть оформлена сопроводительная документация для перевозки пчел: ветеринарный паспорт пасеки и разрешение на перевозку пчел. Все ульи, которые будут вывозиться, должны быть соответствующим образом проверены и подготовлены к перевозке. Крайне важным моментом при этом является обеспечение надежного закрепления рамок внутри корпусов, а также скрепление самих корпусов и всего улья с учетом того, что на медосбор будут вывозиться сильные семьи в нескольких корпусах.
Что касается бытовых вопросов на точке, то лучше всего необходимое имущество и инвентарь подготовить заранее, а чтобы ничего не забыть, нелишним будет составить список с полным перечнем всего необходимого. Также не помешает записать для памяти все мероприятия, которые надо будет провести в ходе подготовки к выезду.
Во время перевозки пчелиные семьи сильно беспокоятся и в улье повышается температура, что вызывает размягчение сотов. Многомедные соты и листы вощины под тяжестью пчел могут оборваться и придавить большое количество пчел, а иногда и матку. Из улья перед перевозкой пчелиных семей удаляют утепляющие подушки, тяжеловесные соты и рамки с вощиной, а также соты со свежепринесенным нектаром.
После изъятия из гнезд рамок с медом гнездо укомплектовывают наиболее подходящими для расплода сотами. В том случае, когда кочевка проводится ранней весной и пчелы еще не полностью занимают гнездо, последнее ограничивают вставной доской, которую с двух боковых сторон прибивают гвоздиками.
В том случае, когда сотовые рамки не имеют гофманских разделителей, пчеловоды используют какие-либо другие приспособления. Например, можно закреплять соты двумя планками с прибитой на них пористой резиной. Планки кладут параллельно одна другой поперек рамок (ближе к краю) и, слегка вдавливая в рамки, прибивают к улью. Можно закреплять рамки в гнезде с помощью специально изготовленных колышков размером 10×15×100 мм, которые вставляют в улочки между рамками с двух краев. Чтобы такой колышек не проваливался в улочку, с торцевой стороны вбивают гвоздик и загибают в сторону рамки либо вместо гвоздика прибивают квадратик из жести.
Вентиляция гнезд — крайне необходимая мера, предупреждающая запаривание и гибель пчелиных семей в пути. Современная конструкция ульев значительно упрощает эту работу. На корпус улья в летнее время следует поставить магазинную надставку, корпус или подкрышник. Перед погрузкой ульев на транспортное средство на гнезде наполовину загибают холстик и снимают подушку, что позволяет пчелам свободно выходить под крышку, которая снабжена вентиляционной сеткой, и обеспечивает надежную вентиляцию. Если в ульях вентиляция отсутствует, делают специальные рамы, обитые капроновой или проволочной сеткой.
Скрепление отдельных частей улья. Для скрепления на период транспортировки улья с магазинной надставкой и крышкой, а также нескольких корпусов с крышкой используют рычажные и ленточные скрепы, различного рода хомуты. Там, где их нет, отдельные части улья скрепляют между собой простыми деревянными планками, прибивая их к боковым сторонам. Однако лучше всего пользоваться ленточными скрепами, изготовленными из жести или ремней.
Техника перевозки пчел
Вечером после окончания лёта пчел летки во всех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчел обычно вечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем. Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток, гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.).
Если перевозка ульев будет происходить по хорошей асфальтовой или грунтовой дороге, то их в кузове или салоне машины лучше размещать передними или задними стенками по ходу. Сила инерции, возникающая при разгоне и торможении машины, будет давить не на плоскость сотов, а вдоль этой плоскости, и соты, даже тяжелые, не будут разламываться.
При перевозке пчел по плохим проселочным или лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно, ульи ставят в машине плоскостью сота поперек движения. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях на ямах и буграх этих дорог.
Скорость движения машин с пчелами по хорошим дорогам поддерживается в тех же пределах, что и при перевозке обычных грузов. Скорость движения по проселочным и лесным дорогам зависит от их качества, но, как правило, поддерживается в пределах 15—30 км/ч, снижаясь еще больше в местах, где проезд затруднен.
Прибыв с пчелами к месту назначения, пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки или колышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежание слета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует. Но если прибытие состоялось в ночное время, то сразу после расстановки во всех ульях открывают летки. После кочевки в течение 3—5 дней пчелы бывают сильно возбужденными и набрасываются на прохожих и соседей. Чтобы усмирить пчел, летки надо открывать с дымарем, дым не дает им буйно выходить из ульев. Обычно достаточно бывает 3—4 струй дыма. Пчелы успокаиваются и на следующий день меньше жалят.
При первой возможности (желательно к вечеру в день приезда) ульи переводят из походного положения в рабочее. При необходимости сразу ставят магазины с сушью, а в дальнейшем приступают к выполнению всех необходимых мероприятий по содержанию и уходу за пчелами на главном медосборе.
В день приезда ставят прилетные доски и устанавливают общую поилку. Если поилка будет установлена позже, то пчелы найдут воду в другом месте (эта вода может быть или очень далеко, или плохого качества) и потом их будет трудно приучить к поилке. При хорошем взятке (более 2 кг в день) пчелы практически не посещают поилку — находящейся в нектаре воды им будет достаточно для приготовления личиночного корма.
При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на пути перелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчелами и гибель пчелиных семей.