Лошади породы шайр: фото, описание, характеристика
Лошадь породы Шайр: описание и характеристика коня
Шайр – английская порода лошадей-тяжеловозов. Отличаются они своими габаритами, веками удерживая за собой звание «великанов». Еще в 19 веке коню этой породы по имени «Самсон» присудили пальму первенства за самый большой рост среди лошадей – 2,2 метра. Вес при этом у него перешагнул за отметку в 1,5 тонны. Также будет полезно узнать о том, чем кормить лошадь зимой и какие корма самые эффективные, можно увидеть здесь.
Описание и характеристика английской породы лошадей шайр
Английский тяжеловоз отличается высоким ростом и достаточно внушительным весом. Название произошло от английского «шир», что означает «графство». Имеет древнее происхождение, но при этом в массе порода не совсем однородна. Ее тип достаточно изменчив от лошадей необычайного веса и размера, годных только для тихой езды шагом, до складных и крупных для воза и плуга.
Питаются эти лошади, как и саффолки, достаточно хорошо. Тело держат прочно. Но несмотря на это, имеют некоторые недостатки, выражаемые в физических проявлениях – сильной фризистости, сырости, а также недостаточной приземистости в некоторых случаях. Перейдя по ссылке можно больше узнать про Орловскую лошадь и для чего чаще всего её заводят.
На видео – подробная информация о данной породе:
История породы
Порода произошла от английских средневековых боевых коней Great Horse, которых впоследствии переименовали в English Black. Такое название дал им еще Оливер Кромвель. Первоначально относились они к породе фриз, которая имела вороную масть. Позже стали скрещивать фландских и фризских лошадей. Изначально их применяли исключительно для военных нужд, но позднее стали использовать и в хозяйствах в качестве обычных или тяжелоупряжных коней.
Шайрскую породу вывели в 18 веке в Англии с помощью скрещивания голландских и фламандских жеребцов с местными кобылами. Разводились они по всей территории страны. А вот какая порода лошадей тяжеловозов самая популярная и эффективная в использовании.
До наших дней дошли основные их названия:
- Шайр;
- Великая лошадь;
- Староанглийская вороная;
- Линкольнширский гигиант.
В зависимости от происхождения внутри породы образовались определенные различия. Родоначальником породы стал конь по кличке «Пэкингтонская слепая лошадь», проживавший с 1755 до 1770 г в деревне Пекингтон. Ее же и записали в качестве первой шайрской лошади в племенную книгу шайров, которую выпустили в 1878 году. Но в то время этих животных называли «английскими упряжными». Только спустя шесть лет они свое нынешнее наименование окончательно.
Лошадей этой породы активно применяли в фермерских угодьях, а по мере развития дорог – в дилижансах. Именно в то время их скрестили с фризами, благодаря чему они стали более подвижными, гибкими, сохраняя при этом свою массивность. В 19 столетии их использовали в сельском хозяйстве и промышленности, на железных дорогах и в доках.
По тем временам в лошади ценились такие качества, как массивность, выносливость, невероятная сила и, конечно, безукоризненное послушание.
Также вас сможет заинтересовать информация о том, каково описание породы лошадей владимирский тяжеловоз.
Учитывая высокую потребность в лошадях с такими характеристиками для удовлетворения нужд армии и промышленности, на рубеже 19 и 20 веков шайры получили максимально широкое распространение.
В 1878 году даже было создано общество шайрской лошади, которое существовало на протяжение 30 лет вплоть до появления первых тракторов и других результатов технического прогресса. В 50-ых года число особей заметно уменьшилось и над породой даже нависла угроза исчезновения, но несколько энтузиастов смогли возродить былую популярность. Уже в 80-ых годах прошлого века свыше 100 производителей занялись их разведением, и за год регистрировалось более 400 животных этого вида.
Габариты, вес коня
Важной особенностью данной породы является пропорциональная развитость тела. Грудь и спина достаточно широкие, как и крестец. Именно они и обеспечивают огромную силу с выносливостью у животных. Шайры тело держат прочно.
Средний рост в холке по разным данным составляет примерно 160-185 см. Кобылы и мерины в размерах несколько уступают. Вес достигает примерно 1,2 тонн. В 19 веке кони этого вида отличались грубой большой головой со слегка выпуклым профилем, широким лбом, длинной и мускулистой шеей, низкой холкой, мощными ногами, которые увенчали прочные копыта. А вот каковы габариты арабской породы лошадей и для чего заводят такую породу, можно узнать из статьи по ссылке.
Масть
В целом присутствую обычно разномастные шайры: серые, гнедые, вороные, рыжие. Пятнистость может быть у некоторых особей, но не является частью стандартов породы. Также для их окраса являются типичными белые чулки, которые чаще всего присутствуют на задних ногах. На голове есть лысина. А вот какой масти бывают лошади Ахалтекинской породы и какова их цена, можно увидеть тут.
Другие характеристики
К недостаткам породы относят сырость и сильную фризистость. Таких особей «отбраковывают», а потому эти недостатки, как считают заводчики, будут в скором времени ликвидированы. Делается это с помощью скрещивания шайрских животных с чистокровными кобылами.
Начиная с 50-ых годов прошлого века, после скрещивания с клейдесдалями, порода приобрела шелковистые густые фризы на ногах, начиная с запястью или скакательного сустава. Сделали это для того, чтобы решить проблему с мокрецами. На сегодня наиболее востребованными на рынке особями считаются те, которые имеют белые отметины на ногах.
Возможно вас также сможет заинтеерсовать информация о том, как выглядит и для чего заводят фризскую лошадь.
На видео – описание характеристик лошади:
Лошади этого вида отличаются в первую очередь своим характером – уравновешенностью, спокойным нравом, легкостью в управлении. Они и считаются основными преимуществами данной породы. Вот почему при скрещивании нередко выбирают именно шайров – чтобы в результате получить послушных жеребят.
Чаще всего пригодны для шага или легкого аллюра эти животные. Попасть в галоп с ними достаточно сложно. При этом следует учесть, что и остановить их в таком состоянии также затруднительно. А потому разгонять неопытному всаднику шайров нельзя.
Содержание
Особого содержания лошади данной породы не требуют. Это обуславливает их род деятельности в прошлых столетиях – от армии и до фермерских угодий. В уходе они достаточно неприхотливы.
Условия содержания
Это лошади сельскохозяйственного назначения. Они неприхотливы в уходе, а потому легко содержатся в хозяйстве. Но при этом следует отметить несколько особенностей:
- Обязательно обращать внимание на состояние фризов – кистей на ногах. Их следует тщательно вычищать, мыть и просушивать. Отсутствие такого ухода приводит к появлению мокрец – особой формы дерматита, которая поражает ноги лошадей в области фризов.
- После прогулки ноги с фризами тщательно вымываются, а затем посыпаются опилками. Позже их вычесывают.
- Уход за пышными хвостом и гривой также прост – ее необходимо вычесывать и чистить от загрязнений.
- В летнее время лошадь моют дважды в неделю с применением шампуня и кондиционера.
- В жару гриву можно заплетать в косы, чтобы не было жарко.
В летнее время обязателен выпас животного. Давать максимум движения. В период роста и развития лошади нельзя использовать ее для работы с детьми и подростками. В целом же особых условий животное не требует и отлично приживается практически в любых условиях.
Кормление
Рацион у них типичный для данного типа животных, но в тоже время требует и больших затрат из-за поглощаемых объемов:
- Питание достаточно простое – качественное сено, небольшой объем питательных добавок. Стоит отметить, что шайры едят гораздо больше других пород едва ли не в три раза.
- В летнее время обязательным является выгул животного на лугах со свежей и сочной травой. За день животное может съесть до 15 кг травы и сена.
- Не нужно давать подкормки для роста.
- Животные очень любят свежие овощи и фрукты вроде яблок, свеклы, моркови.
- Летом также в рацион можно вводить жмых и травяную муку, но не более 5-7кг в сутки.
Стоит также помнить о чистом питье. Оно должно в поилке присутствовать постоянно.
Шайрские лошади способны съедать в два, а то и в три раза больше, чем другие породы лошадей. При выборе данной породы это стоит учитывать.
А вот как выглядит тракененская лошадь и насколько она хороша для заездов, можно понять посмотрев данное видео.
Сравнение с другими породами
Что можно сказать о шайрах, если сравнивать их с другими породами? Они отличаются:
- Легким, покладистым нравом. Недаром их называют «добрыми великанами».
- Большими габаритами. Высота у них в холке достаточно внушительная, как и общие габариты.
- Больший объем в питании. Естественно, что такие размеры требуют и соответствующего количества пищи.
- Выносливостью и силой. Для спортивных забегов они не подойдут, но в сельском хозяйстве их ранее использовали. Сейчас наиболее часто применяют в качестве животных для работы с детьми, а также для разнообразных выставок и конкурсов.
Также стоит больше узнать о том, как выглядит и для чего используют ганноверскую породу лошадей.
Во многом они походят на отечественных владимирских тяжеловозов. Последние, кстати, и были выведены от шайров, чтобы могли проживать в условиях российских морозов.
На видео – лошадь на выгуле:
Также вас сможет заинтеерсовать информация о том, какова цена голштинской лошади и насколько просто выращивать её.
Цена лошади
Стоимость лошади достаточно высокая – вплоть до 1,5 миллионов за взрослую особь. За жеребенка берут порядка 300 тысяч рублей. Во многом цена зависит от соответствия стандартам породы, родословной и иным факторам. Стоит также учитывать, что если животное доставляется издалека, то за его транспортировку также придется платить покупателю.
Шайры. Лошади породы шайр
Шайр (Shire horse) — порода английских лошадей-тяжеловозов. Шайры являются потомками средневековых военных лошадей Great Horse (впоследствии переименованные в English Black). Название «black», по мнению ряда историков, дал Оливер Кромвель, и первоначально оно относилось к лошадям породы фриз, имеющих вороную масть. Порода шайр была выведена посредством скрещивания фризских и импортированных фландских коней с местными кобылами. Изначально шайры были исключительно военными лошадьми, и лишь некоторое время спустя стали использоваться в качестве тяжелоупряжных и обычных коней.
Внешние признаки породы
Шайры, несмотря на свое древнее происхождение, в большинстве своем, не совсем однородны. Некоторые лошади необычайного веса и размера годны только для неспешной езды шагом, а другие, складные и крупные скакуны подходят уже и в воз, и в плуг.
Пропорционально развитые части тела — важная особенность данной породы. Широкая спина и грудь, такой же крестец обеспечивают недюжинную силу и выносливость шайров. Эти лошади прочно держат тело и отменно питаются.Разнообразием отличается и масть шайров.
Основные характеристики породы
Масть: вороная, гнедая, рыжая, серая.
Рост в холке: 1,65 — 1,80 м.
Использование: тяжелая упряжка.
Особенности: самые сильные, крупные и тяжелые лошади.
Рыжие, серые, гнедые, вороные — лошади на любой вкус. Для шайров типична и былые чулки (как правило, на задних ногах), и лысина на голове.
Шайр серой масти с роскошной гривой
К недостаткам породы можно отнести сильную фризистость, сырость, не всегда достаточную приземистость. Впрочем, все эти недостатки, вероятнее всего, в ближайшем будущем исчезнут, потому как особи, для которых характерны перечисленные выше пороки, ценятся меньше, и селекционеры усиленно работают над устранением данной проблемы. В настоящее время в Англии пользуется популярностью скрещивание шайров с чистокровными кобылами, в результате которого рождаются пригодные упряжные племенные лошади.
В начале 50-х годов ХХ века шайры скрещивались с клейдесдалями, в результате чего приобрели густые шелковистые фризы на ногах. Данное скрещивание было проведено с целью решения проблема с мокрецами и лошадей старого типа. На передних ногах фризы растут от запястья вокруг всей ноги, а на задних — начиная от скакательного сустава. В настоящее время на рынке востребованы лошади с отметинами белого цвета на ногах.
Особенности характера и нрава
Лошади породы шайр отличаются спокойным и уравновешенным темпераментом. Легкость в управлении — одна из важных особенностей и преимуществ данной породы. Благодаря этому, шайров часто используют для скрещивания с другими лошадьми, чтобы в итоге получить послушных жеребят.
История породы
Лошади шайрской породы были выведены в XVIII столетии в Англии посредством многоэтапного скрещивания фламандских и голландских жеребцов с местными кобылами. В то время шайры разводились на всей территории Англии, в частности, в Норфолке, Линкольне, Хантингтоне, Кембридже, Дерби, Ноттингеме и др. По дошедшей до нас информации, в те времена шайров называли «Староанглийская вороная», «Великачя лошадь», «Линкольнширский гигант», «Шайр». В зависимости от места происхождения, между лошадьми внутри породы существовали некоторые различия.
Родоначальников современных шайров считается жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепая Лошадь из Пэкингтона). Он проживал в период с 1755 по 1770 гг. в небольшой деревне под названием Пэкингтон. Была ли лошадь слепой — к сожалению, достоверность данного факта подтверждена не была. Но именно Packington Blind Horse записана первой лошадью шайрской породы в Племенной книге шайров, вышедшей в 1878 году. В то время представителей данной породы еще называли «английскими упряжными» лошадьми, однако уже спустя 6 лет они окончательно стали шайрами.
Шайры на соревнованиях по вспахиванию поля.
Наши предки активно использовали шайров для тяжелых фермерских работ. По мере совершенствования дорог, появлялось все больше дилижансов, в связи с чем возрастала популярность и востребованность тяжеловозов. В то же время заводчик Роберт Бэйквилл скрестил шайров с фризами, чем значительно повлиял на дальнейшее развитие данной породы. После «вливания свежей крови» шайры стали более подвижными и гибкими, несмотря на свою массивность.
В XIX столетии лошади являлись основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве
В XIX столетии лошади являлись основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве, в особенности на железных дорогах и в доках. Для выполнения работ нужны были лошади с гигантской мускульной силой. Шайры работали на улицах городов и в доках. Нравы времени и потребности империи требовали поистине невероятной массивности и силы от лошадей, а также безукоризненного послушания. Шайрские лошади обладали всеми этими качествами. В то время они являлись самыми мощными и крупными тяжеловозами во всей Великобритании.
Средний рост в холке жеребцов шайрской породы — от 1,66 до 1,76 м. Мерины и кобылы несколько уступали по размерам. А лучшие представители породы достигали 1,85 м в холке. Вес шайров достигал 1,2 тонны. Жившие в XIX веке шайры имели длинную мускулистую шею, грубую большую голову с немного выпуклым профилем и широким лбом, бочкообразный корпус, низкую холку, мощные ноги, увенчанные прочными копытами.
Необычайная сила и высокий рост шайров позволили им установить несколько мировых рекордов. В частности, шайрские лошади — официальные рекордсмены по грузоподъемности. В апреле 1924 года на престижной выставке в Уэмбли 2 шайра были запряжены в динамометр и приложили силу порядка 50 тонн. Те же лошади в цуге, идущие по гранитной и к тому же скользкой мостовой сдвинули с места груз весом 18,5 тонн. Шайрский мерин по кличке Вулкан на той же выставке выполнил рывок, позволяющий сдвинуть с места груз весом 29,47 тонны.
Самсон — Самая большая в мире лошадь
Среди шайров рождались настоящие великаны. Например, в Англии в 1846 году появился на свет жеребенок необычайно крупного размера. Его назвали Самсоном — в честь библейского силача. А когда Самсон вырос, его рост в холке достиг уже 2,19 м, и жеребца переименовали в Мамонта. С этой кличкой он и вошел в мировую историю коневодства, как самая высокая из существовавших когда-либо лошадей.
Принимая во внимание высокую потребность в тяжеловозах для удовлетворения нужд постоянно развивающейся промышленности и армии (а в те времена, как мы помним, было немало войн), шайры получили широкое распространение на рубеже XIX и ХХ веков. А в 1878 году даже было создано Общество шайрской лошади, которое процветало до 30-х годов ХХ столетия, когда появились первые тракторы и другие плоды начавшегося технического прогресса. В 50-60х годах ХХ века число шайров, как и многих других лошадей, существенно уменьшилось, и над породой даже нависла реальная угроза исчезновения. Но несколько самоотверженных коневодов спасли шайров, и в дальнейшем порода вернула себе былую популярность. В 80-х годах ХХ столетия использовалось более 100 производителей и фиксировалось более 400 регистраций в год.
Шайр бегущий по снегу
Одной из причин возрождения былого интереса к шайрам стало появление премий для жеребцов. Финансовые средства для этого предоставлялись Обществом шайрской лошади из доходов скакового тотализатора и вручались на ежегодной выставке, проводимой в марте. Речь идет о сумме более 35 000 фунтов стерлингов. Еще одна причина роста популярности — увеличение рынков сбыта, в частности, за рубежом.
В настоящее время лошади шайрской породы активно используются пивоварами. Сегодня на улицах многих английских городов можно встретить стилизованную упряжку, развозящую бочки с пивом. Кроме того, шайров запрягают в фургоны и тележки для различных шоу и праздников. Принимают участие лошади шайрской породы и в соревнованиях по вспашке, а также состязаниях на силу тяги.
Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей (Шайр): фото, описание, история происхождения
Экстерьер: массивная широколобая голова; уши средних размеров; шея короткая, хорошо посаженная; прочная, короткая спина; плечи мускулистые; длинный и широкий круп; довольно высоко поставлен хвост; ноги мощные на них от запястного и скакательного сустава находятся пышные фризы, копыта прочные и большие.
Высота в холке: 165-185 см.
Вес: 800-1225 кг.
Масть: в основном гнедая или караковая, вороная, реже – серая и другие. На ногах и голове – зачастую белые отметины.
Особенности: Шайры – самые сильные, самые крупные, самые тяжелые лошади на планете.
Шайр – английская порода тяжеловозов, которая ведет свой род от рыцарских боевых коней, она является одной из древнейших тяжеловозных пород. Сегодня затруднительно однозначно определить, как зародилась эта порода.
Слово «шайр» (Shire) тоже пришло из Англии, и происходит от саксонского слова «ширан» (schyran), которое обозначает «водораздел» или «сдвиг», следовательно, и слово «шайр» синонимично для этой этой местности. Впервые применил к породе слово «Шайр» Король Генри VIII в начале 16-ого века.
Во время правления Генриха II-го 1154г., и Елизаветы (начавшееся в 1558г.), правительство стремилось увеличивать поголовье лошадей, которых называли «великими». В период правления короля Джона ( 1199 – 1216гг.), в Англию завезли примерно сотню крупного телосложения жеребцов из нижних земель Фландрии, которая находится в на территории Голландии.
Авторы того периода описывают флемишских лошадей как в основном вороных, с большими белыми отметинами на ногах и на морде. Они были высокими, мускулистыми, на довольно крепких ногах, обрамленных густыми длинными щётками, с хорошо развитыми, крупными суставами.
Когда пришёл к власти Генрих VIII (1509 – 1547гг.) он утвердил ряд законов, направленных на развитие и выращивание рослых и мощных лошадей. Например, появились акты, которые запрещали разведение лошадей ниже 154 см в холке.
Подобно многим тяжело упряжным породам, в разные периоды своей истории Шайры улучшались благодаря прилитию крови других пород, самый заметный след в становлении шайрской породы оставили северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Сохранились достаточно подробные записи, рассказывающие об этом, написанные более 1000 лет назад. На протяжении этого времени продолжалось скрещивание и с другими породами.
На протяжении 18 в. этих лошадей широко использовали для тяжёлой работы в сельском хозяйстве.
С усовершенствованием дорог и популяризацией дилижансов на тяжеловозов спрос резко возрос.
В этот период заводчик Роберт Бэйквилл решил прилить к шайрам, известным в то время как лейцестерширская каретная лошадь, кровь фризов.
В 16 веке шайров использовали как военных лошадей. Как только исчезли турниры и тяжело вооруженные рыцари, предки шайров использовались в тяжелой упряжи.
В 19 в., период развития сельского хозяйства и коммерции лошади были главной рабочей силой. Шайры стали очень популярны, они использовались не только на фермах, но и на железной дороге, в доках и на городских улицах. Могучие и послушные великаны шайрской породы разводились во всех окрестностях Англии. Существовало несколько внутрипородных типов шайров. Например шайры из Йоркшира были более сухого телосложения и обладали большей выносливостью , чем шайры из Кембриджшира и Линкольншира, которые отличались большими щётками и были более костисты.
Несмотря на то, что первый Шайр был в 1853г. импортирован в США, существенного импорта не наблюдалось до 1880г. В начале 20-го века, шайр в Америке составил достойную конкуренцию першеронам в популярности. В период с 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, и почти 80% всего поголовья рождено в США.
Шайры стали очень популярны в Америке благодаря своему могучему росту и эффектным движениям. После окончания Первой Мировой войны, тяжелоупряжные лошади были постепенно вытеснены из городов машинами и трамваями. Фермеры стали разводить более мелких и экономичных лошадей.
На Среднем Западе стали доминировать першероны и брабансоны. Поголовье шайров продолжало уменьшаться и в 1950-1959 г.г. в США зарегистрировано было всего лишь 25 представителей шайрской породы.
В настоящее время шары возрождаются. Уже к 1985 году в была зарегистрирована 121 шайрская лошадь. Одной из причин роста поголовья шайров стало увеличение рынков сбыта – эта порода набирает популярность во всех странах мира.
Лошадь породы шайр
Лошади породы шайр имеют английское происхождение. Они высоко ценились во все времена благодаря своей силе. Даже сегодня, в век расцвета технического прогресса, эти красивые и статные скакуны пользуются популярностью. Эта порода считается самой крупной в мире, она повлияла на множество других линий. На её основе был выведен владимирский тяжеловоз отечественной селекции.
История породы
Достоверных данных о происхождении породы шайр нет. Существует предположение, что они выведены из местных английских рабочих кобыл при скрещивании с жеребцами из Голландии во времена правления Генриха VIII. Название «шайр» происходит от английского слова «шир», которое переводится как «графство».
Считается, что предки шайрских лошадей неоднократно участвовали в сражениях и были чрезвычайно сильны и неутомимы. В мирное время эти животные использовались в сельском хозяйстве. Их запрягали в экипажи и гружёные повозки и в плуг. Шайры с лёгкостью доставляли строительные материалы и товары из одного пункта в другой, двигаясь по разбитым дорогам.
Внимание! Первым представителем породы, чьё имя записано в племенную книгу шайров, является жеребец из Пэкингтона по кличке Слепой. Сейчас невозможно подтвердить, был конь зрячим или нет.
В 18 столетии к породе прилили кровь фризских скакунов. Это повлекло за собой изменения в облике тяжеловозов: они стали подвижнее и резвее, но не утратили мощь и сохранили прежние габариты тела. В тот период порода стала набирать популярность в Европе. Её называли английской вороной, потому что преобладающим окрасом шерсти животных был чёрный.
В 19 веке стало модным разъезжать в экипажах, а сильные, статные и подвижные шайры как нельзя лучше подходили для езды в упряжке. С развитием земледелия возникла ещё большая потребность в тягловой силе. Теперь коней задействовали на деревообрабатывающих комбинатах и лесопилках, в строительстве дорог и других отраслях, где нужна была их помощь.
Кризис и возрождение
Первая и Вторая мировые войны чуть не лишили Англию популяции шайров. Значительная часть племени была утеряна в это нелёгкое время в сражениях. После наступила эра механизации, так что силу лошадей заменили машины.
Жеребенок породы шайр
В 60-е годы 20 столетия численность популяции не превышала 100 голов, но благодаря самоотверженным людям её удалось сохранить и восстановить. Шайры применялись как улучшители других пород, поэтому пользовались спросом за рубежом.
Описание и характеристика
Ещё в 16 веке правительство Англии запретило допускать к разведению лошадей, чей рост оказался ниже 1,54 м. Это распоряжение неукоснительно выполнялось, что привело к увеличению габаритов породы. Сегодня шайры считаются самыми большими в мире. Средний рост жеребца, достигшего трёхлетнего возраста, – 1,8 м, а весят такие красавцы 900–1200 кг.
Внимание! Знаменитый конь по кличке Самсон – рекордсмен по росту. Он родился в 1846 году. Его высота в холке составляла 2 м 19 см. Позже скакуну дали другое имя – Мамонт.
- массивная широколобая голова;
- широко посаженные глаза с выразительным взглядом;
- небольшие острые уши;
- римский профиль;
- сравнительно короткая, но очень массивная изогнутая шея;
- сильные мускулистые предплечья;
- короткая мощная спина с небольшим прогибом;
- удлинённый широкий круп с высоко приставленным хвостом;
- мощные короткие конечности с пышными фризами внизу и крупными крепкими копытами;
- распространённые масти шайров – гнедая в разных вариациях, караковая, вороная, а также серая.
Характер великанов
Громадный конь выглядит устрашающе, но несмотря на это, лошади породы шайр – доброжелательные и спокойные животные. Они с готовностью и покорностью выполняют порученную работу. Им не присущ норов.
Лошади породы шайр – доброжелательные и спокойные
Благородные скакуны неприхотливы, но требовательны к питанию, ввиду своей физиологии. Такие крупные животные должны получать достаточно протеина, чтобы оставаться работоспособными.
Использование
В 18–19 веках лошади породы шайр использовались в сельском хозяйстве. Они помогали пахать, перевозить стройматериалы. Сегодня эти животные представляют историческую ценность для Англии. Они участвуют в разных шествиях и представлениях.
Породу активно используют пивовары. Они грузят повозку бочками с пивом и разъезжают по городу, продавая товар. В России шайров не разводят, зато в Европе на них есть спрос. Жеребцы нередко служат улучшителями других пород.
Порода шайр ценится за свою мощь и красоту. Для Великобритании она представляет ценность с исторической точки зрения. Несмотря на трудные времена, когда эти лошади чуть не исчезли с лица земли, они всё же сохранились. В этом заслуга самоотверженных заводчиков.
Порода лошадей Шайр: фото, история и описание
- 1 История происхождения лошадей породы Шайр
- 2 Внешний вид лошадей породы Шайр
- 3 Характер лошадей породы Шайр
Выносливые, самые высокие и самые красивые, одни из самых древнейших на планете, потомки лошадей, на которых гордо восседали римские воины – это все касается породы лошадей Шайр, давно ставшей популярной в разных уголках земного шара.
Как видно на фото 1, это действительно самые сильные, мощные и тяжелые лошади. «Как выглядят эти удивительные животные, когда они появились и как лошадей используют в наши дни?»: на эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы вместе с вами.
История происхождения лошадей породы Шайр
История создания и использования лошадей неразрывно связана с историей Англии, но ее начало покрыто мраком веков. Известно только, что шайрская древнейшая тяжеловозная порода появилась благодаря многоэтапной работе английских селекционеров, скрещивающих местных кобыл с жеребцами, привезенными из Голландии. Свое название они получили от английского «шир», что в переводе означает – графство. Так лошадей стали называть с легкой руки Генриха VІІІ.
Дошедшие до наших дней картинки, датированные 15 веком (фото 2), подтверждают тот факт, что лошади изначально использовались в военных целях. Хотя, на этот счет, тоже нет единого мнения. Кто утверждает, что лошади были отличными живыми танками, а кто, наоборот, находит доказательства того, что шайры и тогда таскали повозки и плуги по рытвинам да ухабистым дорогам и земельным участкам местных фермеров. Когда битвы остались позади, благодаря силе, массивности и выносливости, лошади Шайр стали незаменимы в фермерских хозяйствах, выполняли тяжелую работу по перевозки грузов, работали на полях (фото 3), и т.д. Как же можно было не восхищаться лошадью, которая могла тащить груз весом три с половиной тонны по разбитым дорогам, покрытым грязью и рытвинами.
Спустя время, лошадей Шайр скрестили с фризами, в результате чего те стали более легкими, гибкими, быстрыми и ловкими, хотя габариты их остались прежними.
В 17 веке за шайрами прочно закрепилось прозвище «английская ворона», так как вороная масть получила особое распространение в те годы.
В 19 веке эти послушные и крупные тяжеловозы стали особенно популярны, к ним выросло внимание и интерес иностранных специалистов. Лошади работали не только в армии или на фермерских полях, а и перевозили грузы в Британских портах, возили пассажиров в дилижансах и безотказно выполняли любые, поставленные перед ними задачи.
Среди лошадей породы Шайр много рекордсменов. К примеру, Самсон, лошадь, изображенная на фото 2, и названа в честь библейского персонажа, имела рост более двух метров. А рост австралийского жеребца Нобби был больше двух метров, при весе больше тонны, поэтому многие сравнивали его с автомобилем повышенной проходимости.
С началом технического прогресса, потребность в использовании лошадей этой породы заметно снизилась, а их численность с каждым годом становилась все меньше и меньше. Возможно, они исчезли бы навсегда, если бы не самоотверженные коневоды, пытавшиеся спасти этот вид от вымирания любой ценой. Энтузиасты сохранили племенных лошадей, а вскоре общественный интерес к ним снова вырос. Сегодня шайры снова популярны и востребованы, в хозяйствах Англии их насчитывается около тысячи, столько же за ее пределами.
В наши дни представители породы Шайр задействованы пивоварами в костюмированных представлениях на английских улочках в качестве живой рекламы, они участвуют в музыкальных шоу, красочных представлениях, соревнуются по скорости вспашки (фото 3), состязаются в силе, и т.д. Только одно шоу шайров, проводимое в Питерсборо, собирает больше пятнадцати тысяч их поклонников ежегодно. Люди приезжают сюда со всего мира, чтобы полюбоваться изяществом и грациозностью этих удивительных по своей красоте животных. Когда выходят эти гиганты, холеные, ухоженные, с вплетенными в гриву или хвост разноцветными яркими лентами, хочется верить, что англичане постараются сделать все для того, чтобы эта порода не исчезла в скором времени с лица Земли.
Внешний вид лошадей породы Шайр
Такими, как мы видим их сегодня, шайры стали недавно – всего двести – триста лет тому назад. На фото 4 справа видно, что представители породы отличаются не только мастью, и другими внешними признаками. Одни имеют такие размеры, что могут идти только спокойным, размеренным шагом. Другие – подвижные и ловкие, поэтому быстро справятся с возом, плугом, телегой или выполнят другие задачи.
Как показано на фото 5, у них пропорциональное туловище, высокие, мощные ноги, крупная кость, широкая грудь, поэтому они сильны и выносливы. У лошадей хорошее здоровье, отличный аппетит, они подвижны и активны.
Прекрасно выглядят молодые годовалые кобылы. Они подтянуты, у них крупная шея, высокие, мощные ноги, высокий круп и ровная спина.
На фото справа показаны тяжеловозы – красавицы, их легко отличить по характерной лысине на голове и белым отметинам на ногах, чаще всего — на задних Их «белые чулки» — фризы, не дают спутать их даже с самыми крупными сородичами. Спрос на лошадей с такими отметинами на современном рынке, в последние годы, заметно вырос.
Характер лошадей породы Шайр
Порода отличается уравновешенным характером, терпением, выносливостью и покладистостью. Известно, что лошадей Шайр любят дети, они не бояться подходить близко к животным, и те тянут к ним голову, как будто приветствуя их.
Животные отличаются спокойным темпераментом, поэтому до сих пор используются как селекционный материал для получения послушного и контактного потомства.
- Скрещивание с мужскими особями породы Шайр – непростое занятие. Кобыла должна быть под стать крупному и высокому жеребцу, если это не учитывать, можно получить потомство, имеющее неудовлетворительные пропорции тела и низкие показатели эффективности;
- Завезенные в Россию еще в прошлом веке, тяжеловозы Шайр были использованы для создания новой породы лошадей – владимирских тяжеловозов (фото 6);
- За сутки им требуется в три раза больше корма, чем представителям других пород, но, несмотря на расходы по их содержанию, они остаются популярны и востребованы. Самое главное — чтобы для них было достаточно травы и сухого сена, а конюшня была светлой, теплой и просторной. Кроме этого шайры, как и представители других пород, любят заботу, ласку и внимание
Сегодня лошадей разводят и продолжают скрещивать для получения упряжных пород в станах Европы (Франции, Германии, Бельгии, и т.д.), а так же в Канаде, Новой Зеландии и США. С ними можно познакомиться на выставках разной тематики, посетив специализированные фермы или племенные хозяйства действующих Ассоциаций конезаводчиков. Одной из самых крупных является Американская Ассоциация Шайров, официально зарегистрированная еще в мае 1885 года.
Интерес к ним возродился после того, как для жеребцов была утверждена специальная премия. Посетив ежегодную мартовскую выставку можно стать свидетелем ее вручения. Это незабываемый праздник для любителей лошадей, ведь только за один день здесь выдается сумма более 35 тысяч фунтов стерлингов.
Шайр – особенности самой большой породы
Шайр – узкоспециализированная тяжеловозная порода лошадей, полученная путем селекционного отбора среди английских рабочих кобыл. Это крупные рослые животные – кобылы достигают 165 см, а жеребцы 175 см в холке. Главным породным качеством является высокая тягловая нагрузка – селекцией добились способности перемешать лошадьми грузов до 10 тонн и более. Расцвет породы приходится на рубеж 19-го и 20-го веков, когда эти лошади перевозили огромные вагоны между городами, трудились на заводах и снабжали английских жителей всем необходимым. Популяция резко упала с приходом механизации, массовым выпуском автомобилей и других видов транспорта. Сейчас эти тяжеловозы используются для привлечения туристов, рекламы и развлечений.
Содержание статьи
Происхождение самой крупной лошади
Появление крупных лошадей на территории современной Англии связано с захватом этих земель римлянами. До этого на территории острова кони были представлены небольшими животными – особенно на севере, где разводились будущие пони. В эпоху средневековья островные селекционеры занимались выведением крупных лошадей, которые были пригодны для сельскохозяйственной работы, перевозки грузов и тяжелой конницы. Но эти животные также были далеки от современных тяжеловозов, как и от арабских скакунов.
Развитие тяжелоупряжного коневодства связано с эпохой индустриализации. Сельское хозяйство не оказало сильного влияния на получение крупных лошадей – для вспашки больших участков чаще использовали волов. А вот с появлением железных дорог и массовой добычей полезных ископаемых понадобился новый тип лошади. Теперь сообщение между городами чаще осуществлялось поездами, и скоростные повозки отошли в прошлое, а точнее полностью перешли на ипподромы. На небольших расстояниях можно было обойтись меньшими скоростями, но для повышения эффективности требовалось доставить максимум груза.
Родиной породы шайр является центральная Англия, графства которой в старые времена именовались «шир». Рыцари из этих мест выступали закованными в тяжелые доспехи, вооружались длинными пиками и двуручными мечами.
Изображаемые на гравюрах и описываемые в сказаниях кони имели большой рост и массивное тело. Но эти лошади еще были далеки от современных – их дифференциация началась в 16-м веке, когда кавалерия пересела на более легких кобыл, а для обоза потребовалось более сильные кони. Так известно, что тягловые жеребцы тех лет перевозили грузы в 3,5 тонны. В семнадцатом веке крупные упряжные кони именуются Английскими Вороными. В совершенствовании этого типа участвовали завезенные лошади из Германии и Голландии. Рядом современных историков-животноводов высказываются гипотезы о значительном прилитии фризской крови.
Окончательное формирование породы происходит уже в 19-м веке, к его началу уже насчитывается большое количество крупных лошадей, используемых для различных сельскохозяйственных и других работ. Учреждение общества любителей породы происходит в 1878 году, а через шесть лет происходит переименование ее в Шайр. Вместе с обществом составляется и первая племенная книга, в которую включается до 2,5 тысяч животных, регистрируемых с 1770 года. К 1900 году насчитывалось свыше 5000 племенных животных.
Конец девятнадцатого века охватывает бум тяжелоупряжного коневодства. Шайры распространяются по всему миру. Значительное количество было переправлено через океан – в США открывается свое общество. В России эти тяжеловозы не получили большого распространения (основой для отечественной селекции служили бельгийские и французские лошади), но шейры были использованы при выведении владимирской породы.
Двадцатый век встречает тяжеловозов (как и других лошадей) повальной механизацией. Но если легкие кони еще активно применялись вплоть до 50-х годов, то нужды в огромных конях больше не было. Вторая мировая война оказала самое губительное воздействие:
- жесткие нормы на расходы кормов (острая нехватка продовольствия);
- внедрение машин различного рода, заменивших шайров на всех фронтах;
- низкая воспроизводительная способность и плохая селекция.
В 1955-м году популяция породы насчитывала всего 100 чистокровных лошадей на территории Англии. В последующие годы энтузиастами было решено приступить к восстановлению породы. Значительную роль в этом сыграло американское общество любителей породы. Но из-за нехватки производителей и слабого генетического разнообразия было решено прибегнуть к прилитию крови клайдесдалей. Сейчас порода находится в числе угрожаемых – популяция не превышает 1000 особей.
Особенности внешнего вида и использования шайров
Значительное внимание (особенно в английской селекционной практике) уделяют внешнему виду. Жеребцы могут иметь только три типа масти – вороной, гнедой и серый. Для кобыл также допускается иметь окраску волоса чалого цвета или иметь большое количество белых отметин (среди жеребцов допускается их малое количество, например белые чулки).
Это особо крупные лошади (породе принадлежит рекорд мира) со средней массой в 900-1100 кг. Самым крупным представителем всех времен считается Мамонт – этот жеребец при росте в холке в 219 см достигал массы на пике своей формы в 1524 кг. Кони обладают сравнительно легкой головой с правильным пропорциональным профилем. Шея массивная с небольшой изогнутостью у затылка. Грива небольшая, часто выстригается. Хвост редкий, поставлен низко.
Особенности селекционного отбора придали животным массивный тип – глубокая грудная клетка (в обхвате свыше 2-х метров), огромные копыта с диаметром свыше 30 см. Мышцы сильные, хорошо выражены. Но также не обошлось и без наследственных заболеваний – шайры предрасположены к хронической лимфосаркоме. Также распространены опухолевые заболевания кожи и поражения сухожилий, суставов и мышц конечностей.
Минимальные промеры по стандарту породы:
- рост в холке жеребцов от 173 см, а кобыл от 163 см;
- масса – 900-1100 кг;
- грудная клетка в обхвате – 215-255 см;
- обхват пясти – от 25 см.
Крепкие в спине и конечностях, лошади передвигаются только шагом – рысь не свойственна для породы и считается отклонением от нормы. При оценке животного особое внимание уделяют качеству конечностей – тазовые должны иметь правильный, прямой постав. При искривлении и косолапости лошадь бракуется. Дистальные участки ног покрыты густыми щетками.
Сейчас порода редко используется для работы. Основное место применения – завлечение туристов для прогулок или обычных выставок. В недавнем прошлом этих коней запрягали в специальные вагончики, перевозившие пиво с заводов в пабы. Сейчас можно встретить несколько подобных заведений в центральных графствах.
Единственным местом, где лошади породы шайр используются как рабочие – лесное хозяйство. Многими егерями эксплуатируется данное животное для проведения санитарных рубок деревьев. Применение коней позволяет вытаскивать большие деревья без использования тракторов, где они не могут подъехать. Кроме того, содержать коня в отдаленных участках легче, чем технику.